Карьера:
2010-2011 – Консультант в CONCOL: занимался бизнес-планированием, финансовым моделированием, маркетинговыми исследованиями
2012-2015 – Генеральный директор в Матметоды.рф: занимался управлением проектами в области математического моделирования и анализа данных
2015-2020 – Head of data programs: отвечал за создание и развитие линейки образовательных программ про большие данные: b2c и b2b
2020-2022 – Независимый эксперт и методолог по проектированию образовательных программ: креативные концепции и контент для программ
2023 – н.в. – Продакт-менеджер в «Школе 21»: смыслы, концепции и инновации в образовательном процессе на Основном обучении
1. Кем вы мечтали стать в детстве?
Я точно не хотел быть ни космонавтом, ни врачом, ни полицейским, да и в целом не очень понимал, кем бы я хотел быть. Когда готовился к поступлению в вуз, мне нравился образ финансового аналитика — в костюме, очках, галстуке, взрослый и умный.
2. Ваша самая первая работа?
После первого курса пару месяцев стажировался в компании отца. У них были проекты, связанные с тем, как добывать нефть более эффективно. И для этого применялись разные виды анализа данных. С этим я и помогал.
3. Как вы стали продакт-менеджером в образовании?
Учился в МЭСИ (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики), который в какой-то момент присоединили к Плехановской академии. Поступал на факультет «Математические методы экономики», так что по специальности я экономист-математик. Потом пошел в аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию, но параллельно с удовольствием помогал другим студентам развивать мягкие навыки. У меня было ощущение, что в университете недостаточно учат тому, что требуется в реальной жизни. Тогда мы с моим научным руководителем и преподавателем организовали факультатив — «Школу матметодов». В рамках этого курса мы для третьекурсников проводили мастер-классы, лекции, игры, дебаты. Я помогал им придумывать темы выступлений на студенческих конференциях. Всё это было мне интересно, и я решил, что мне больше нравится сфера образования. В итоге в 2015 году я устроился в компанию, в которой создавали программы для подготовки новых профессий. Например, одна из них была «Специалист по большим данным», где мой опыт оказался релевантным. Пришел на стажировку и остался в компании на 6 лет, выстроив линейку образовательных программ про большие данные. Запускали даже в Европе для корпоративных клиентов: в Люксембурге и Гамбурге. Вот с тех пор я работаю с сфере ИТ-образования. Со «Школой 21» я работал с 2020 года в качестве эксперта, разрабатывающего образовательные ветки и продукты, а в этом году присоединился к команде, чтобы делать продукт всё лучше и лучше.
4. Помните ваши первые впечатления о школе?
Сразу было впечатление, что это крутой проект: классное оснащение, красивый современный кампус, интересная методология, в которую я тоже верю, потому что считаю, что люди способны самостоятельно изучать новую информацию. Кроме того, я также верю в проектное обучение. Всё это мне было приятно видеть, как и осознавать, что такой проект вообще есть.
5. Каким вашим достижением вы особенно гордитесь?
На предыдущей работе мы организовывали образовательные программы для корпоративных клиентов, и одна из них была для сотрудников одной компании в Люксембурге. Там я преподавал машинное обучение и другие связанные с этим темы на английском. Для меня это было большим достижением: и язык хорошо подтянул, и предметную область понимал достаточно, чтобы рассказывать на иностранном. Но в целом я горжусь всей линейкой образовательных программ, над которыми работал.
6. Какая ваша самая сильная сторона?
Мультидисциплинарность. У меня довольно широкий кругозор и широкий спектр знаний и навыков. Большую часть времени я работал в небольших компаниях, поэтому разбираюсь и в маркетинге, и в финансах, и в юридических аспектах. Все процессы, которые касаются бизнеса, мне понятны. Плюс я стараюсь развивать и иррациональную часть своего мышления. Например, стал увлекаться музыкой, сейчас учусь на 2-х летней программе по современному искусству, так что готовлюсь стать еще и современным художником. Можно сказать, что я достаточно самостоятельная единица и в крупных компаниях могу ускорять многие процессы, потому что вместо месяцев звонков и согласований я могу сам пройти путь от исследования, прототипирования и создания первого продукта до сбора обратной связи и модификации. А моя суперспособность — это впитать в себя весь контекст, понять и почувствовать его и предложить максимально классное решение. Терминах run, change и disrupt – я больше про disrupt.
7. Над чем вы работаете в школе?
Мой первый проект связан с выпускниками. Моя задача — выстроить системное взаимодействие между ними и школой, вовлечь их в жизнь школы так, чтобы они чувствовали в этом ценность. Другими словами, сделать сотрудничество взаимовыгодным. Второй проект связан с помощью в переосмыслении основного обучения в школе. Сначала участник учится, потом уходит на стажировку, затем должен вернуться обратно в школу, доучиться и только потом выпуститься. И вот здесь моя задача — помочь связать разные элементы продукта воедино так, чтобы они друг другу не противоречили и приносили ценность участникам и школе. Над этим работаем мы все вместе в команде Основы и в тесном взаимодействии с другими смежными командами. Кроме того, я запускаю разные эксперименты по новым механикам и технологиям: например, менторство внутри сообщества, применение искусственного интеллекта в образовательном процессе, проектирование образовательной среды, которая бы помогала развиваться до уровня мидла.
8. Что вам нравится в роли эксперта больше всего?
Люблю нестандартные задачи. Помню, нужно было спроектировать двухнедельный интенсив по Python и анализу данных. И сделать это надо было так, чтобы, с одной стороны, участникам было непросто, потому что это у HR был запрос на то, чтобы вывести их из зоны комфорта, а с другой — чтобы им было по-настоящему увлекательно. Нужно было заинтересовать этим направлением, чтобы коллеги загорелись и хотели впоследствии как-то дальше развиваться в этом вопросе. Для меня это была задача со звездочкой, но по итогам обратная связь была очень хорошей. Продукт стал дальше развиваться, и сейчас занимает значимое место в линейке продуктов для корпоративных клиентов. В общем, мне нравится делать то, что никто раньше не пробовал.
9. У вас есть профессиональная мечта?
Наверное, мне было бы интересно стать креативным директором или директором по инновациям. В целом мне бы хотелось работать над продуктами, которые влияют на жизнь людей, помогают им раскрывать себя. При этом эти продукты должны быть нетипичными, с характером, интересными, уникальными, возможно, в чем-то дерзкими. И я обожаю запускать изменения, создавать смыслы, находить новые интересные формы, переизобретать старое для новых реалий.
10. Какая фраза вас мотивирует или просто подбадривает?
«Всё состоит из магии и кирпичей» — это про то, что за любым успехом стоят две части. Магия — это желание, вдохновение и просто удача. Но на этом далеко не уехать, поэтому важны кирпичи — структура, еженедельные встречи, регулярность, дисциплина и тому подобное. И когда есть мотивация и внутренняя, и внешняя, то всё начинает работать.
11. Кто или что вас вдохновляет?
Могу назвать свои ролевые модели. Во-первых, это нобелевский лауреат Ричард Фейнман. Прочитал его книгу и в каких-то моментах узнал себя. В нем мне тоже нравится мультидисциплинарность. Изначально он физик, но научился рисовать и организовал свою выставку. Стал играть на барабанах — и сопровождал как музыкант балет в Бразилии. Читал лекции по биологии для биологов, потому что круто разобрался в теме. Его драйвило любопытство, чтобы осваивать новое. Во-вторых, мне нравится Том Йорк — солист Radiohead. Эта группа, которая себя неоднократно переизобретала, и каждый раз, когда начинала что-то новое, рискуя потерять популярность, становилась только успешнее. Меня вдохновляет это желание не стоять на месте. И в-третьих, Марсель Дюшан, художник ХХ века. Он знаменит тем, что принес однажды на выставку обычный писсуар — и перевернул восприятие искусства. Он создал направление ready-made, когда в принципе необязательно создавать свой предмет, а можно взять уже готовый и поставить это в контекст галереи, чтобы люди увидели его как артефакт искусства. С тех пор современное искусство стал концептуальным. В общем, эти три человека меня вдохновляют.
12. Как вы отдыхаете?
Мне важно просто отвлечься, сменить картинку или контекст. Когда я переключаюсь, это всегда классно. Это могут быть поездки с друзьями, поход в галерею или просто приготовление ужина с женой. Мое место силы – дом. В нем можно максимально легко и просто расслабиться.
13. Какой технологии вам не хватает?
Недавно мне понравились два инструмента. Они позволяют вести дневник, который при этом анализирует искусственный интеллект. То есть ИИ может прочитать ваши записи и задать вопросы о произошедшем, понять настроение. Считаю, что рефлексия — важный элемент обучения, и очень хочу, чтобы это стало стандартной практикой и в школе. Ребята получают очень много опыта, наступают на множество разных граблей и набивают шишки. И если просто раз в неделю будет момент, когда они смогут задуматься о том, какие стратегии были выигрышными, что их продвигало, что им помогало преодолевать сложности, а что наоборот мешало, и таких точек за год будет 52, то это очень сильно продвинет человека. В общем, я эти два инструмента нашел, но они сырые и платные, и пока пользоваться ими неудобно. Так что я бы хотел, чтобы появился такой чат-бот в Telegram или в нашем корпоративном мессенджере, чтобы туда просто закинуть задачку, решения которой не знаешь, и начинаешь вместе с ИИ просто отвечать на вопросы и разматывать ситуацию. Было бы классно.
14. Что бы вы посоветовали тем, кто начинает свой путь в ИТ?
Пойти на основное обучение в «Школу 21». Я абсолютно серьезно. Когда я задумываюсь о том, что действительно может помочь на старте, то прихожу к выводу, что это работа с реальными задачами. В интернете уже много готовых ответов, обучаться самостоятельно — реально. А если у тебя есть еще и соседи справа и слева и вообще сообщество, это как раз то, что позволит не угаснуть первоначальному интересу.
15. Почему «Школа 21»?
Потому что это идеальный вход в профессию, и я даже не знаю, с чем это можно сравнить. Кроме поддерживающего сообщества, здесь есть масса возможностей попробовать разное в сфере ИТ и, получив фундаментальные знания, принять решение, про что ты и куда.